Сага на двоих

6 апреля театр «Школа драматического искусства» представил зрителям премьеру спектакля «Сага века: битва за любовь» в совместной постановке заслуженных артистов РФ Игоря Яцко и Марии Зайковой.

Сага на двоих

«Пуантилистский роман», «стихи в прозе» — вот лишь некоторые черты произведения, созданного известной шведской писательницей-феминисткой Эббой Витт-Браттстрем. Авангардный по форме и провокационный по содержанию текст о конфликте мужского и женского видений мира: сопротивление женщин грубой патриархальной системе координат и упрямое нежелание мужчин ничего в ней менять, подчиняться новым веяниям и вызовам времени — работа над этим непростым материалом была начата Игорем Яцко и Марией Зайковой еще во время карантина.

Мы не раскроем здесь большой тайны — Игорь и Мария в жизни супруги с большим стажем. И вот в Тау-Зале, спустя год, их совместные творческие поиски вылились в этот откровенный разговор Pro et Contra: кто же виноват, что любовь оборачивается войной. Беспощадный, как битва, в которой никогда не бывает победителей, спор, свидетелями, которого становятся зрители и женский «хор феминисток».

Когда в 2016 году роман «Сага века: битва за любовь» вышел в свет, он вызвал шквал критики и стал предметом бурного обсуждения. Пожалуй, в 2021 году эта тематика и откровенные диалоги не произвели бы такого шока — с тех пор тема феминизма совершила уже несколько новых витков и давно перестала быть вопросом, интересующим узкий круг «интеллектуалов». Тем не менее, и сейчас есть пропасти, в которые страшно и опасно заглядывать; смена ценностей в обществе влияет не только на офисную этику, но, прежде всего, на семью, где по-прежнему двое предоставлены самим себе за закрытыми дверьми. В этом смысле, Игорь Яцко и Мария Зайкова, как режиссеры и актеры, с полным бесстрашием взялись за опасную тему, опираясь на традиции Бергмана и шведской драматургии в их скрупулёзном исследовании супружеских отношений.

В восхитительном актерском дуэте «наедине со всеми» комическое и трагическое волной захлестывало зрителей. Талант и обаяние артистов, играющих на стороне своих персонажей, делают неочевидным выбор того, на чью же сторону должен встать независимый судья. Особого внимания заслуживает «Хор феминисток» под управлением Светланы Анистратовой, который подобно хору в античной трагедии, находясь все время на сцене, рядом с героями, своими мастерскими вокализами на мотивы известных мелодий услаждает слух зрителей, сгущая смысл и атмосферу на каждом этапе семейных баталий.

Своими впечатлениями о спектакле поделились переводчицы Наталия Пресс и Полина Лисовская.

Наталия Пресс

Это было очень волнительно, ведь я впервые видела сценическое воплощение романа в своем переводе. Очень трепетный процесс, когда прислушиваешься к каждому слову. Одновременно присутствует два фокуса внимания — один зрительский, когда сопереживаешь, следишь за актерами, и второй, в котором все время анализируешь: «А это было точное слово? Может стоило предпочесть другой вариант?». Мы конечно много раз читали вслух, но когда слышишь текст со стороны, из зрительного зала — это совсем другое впечатление. Было очень радостно слышать, что все работает, живет, дышит! А чувствовать отклик зрителей — это невероятное ощущение!

Полина Лисовская

Мне очень понравилась постановка, и я счастлива. Ведь я мечтала увидеть на сцене свой текст, мне казалось, что он того стоит. Швеция в спектакле выведена за скобки, и, на мой взгляд, это хорошо, так как говорит об универсальности этого текста. Я видела в записи Краковский спектакль, и мне кажется, что наш лучше — веселее, динамичнее, больше мизансцен, больше разнообразия. Думаю у этой постановки хорошие перспективы, она может иметь успех в нашей стране. Я очень благодарна создателям спектакля, актерам за безусловно живой, яркий спектакль.

Пресса

Битва. За любовь? (Русский блоггер)

Диалог, который длится вечно (Театрал)

Два выстрела в судьбу (Закулисье)

Любовные перипетии так же вечны, как и политические…(news-w.org)

Благодарим театральных обозревателей, гостей и друзей театра за внимание к премьере.

Ближайший показ спектакля «Сага века: битва за любовь» 27 и 28 мая.

Фото — Николай Марков